УДК 72.035.9

 

WOODEN MODERN STYLE IN ARCHITECTURE OF THE URAL REGION

©Legotina A., Chelyabinsk State Institute of Culture

Chelyabinsk, Russia, anna_vasilyi@mail.ru

 

Abstract. The main task for the architecture of end XIXth to begin XXth century became searching of a new plastic language, new ideas, technologies and devices which could satisfy challenges of time and harmonize surroundings that had changed with the influence of the technocratic world. The result of the searching was the appearance of modern style, with its main point is internationality; modern’s program was based on developing universal principles of architecture planning. Modern style in Russia, which was formed in Moscow and Saint Petersburg, in a limited time, became very popular in remote provinces developing its unique characteristics with the prevailing in provincial town building. Thus regional modern style always got new unexpected embodiment.

 

Keywords: wooden architecture, the architecture of the Urals, provincial architecture, modern style, residential architecture.

 

Cite as (APA):

Legotina, A. (2017). Wooden modern style in the architecture of the Ural Region. Bulletin of Science and Practice, (11), 364-371 doi:10.5281/zenodo.1048586

 

ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

©Леготина А. В., Челябинский государственный институт культуры

Челябинск, Россия, anna_vasilyi@mail.ru

 

Аннотация. Главной целью данной статьи является публикация результатов исследования по выявлению объектов деревянного модерна на Урале и дальнейший анализ развития этого специфического явления. Проведенное исследование позволило не только уточнить характер взаимосвязи региональной архитектуры с общероссийской строительной практикой конца XIX-начала XX века, но и установить основные этапы развития нового стиля, формы которого чаще встречались в каменном зодчестве. Несомненно, в архитектурной практике Урала, со свойственной региону консервативностью, новаторская архитектура интерпретировалась весьма осторожно, а при строительстве деревянных домов это усиливалось и зависимостью от технологических требований (например, планировка могла быть обусловлена доступной длиной бревен — «модулем»). Однако мы видим здесь и примеры абсолютно новаторского подхода к решению строительных задач, что становится особенно очевидным при разделении всего массива памятников на группу основных, где модерн приобрел стилеобразующий характер, и вспомогательных, где черты нового стиля проявились в основном в рядовой застройке и крайне ограниченно. И если вторая группа демонстрирует, скорее, количественные характеристики, то первая, становясь базовой частью исследования, дает достаточно целостное представление о качестве нового стиля в этом регионе. Например, наиболее часто встречающимися деревянными постройками является жилая архитектура (дома, особняки и дачи), а общественная, за редким исключением, практически не встречается (школы, электро- и кинотеатры). Также анализ позволил выделить наиболее распространенные принципы объемно-пространственной планировочной схемы, особенности применения фасадной композиции и элементов декоративного убранства, что позволяет утвердить своеобразие уральского модерна.

 

Ключевые слова: деревянное зодчество, архитектура Урала, провинциальная архитектура, стиль модерн, жилая архитектура.

 

Ссылка для цитирования:

Legotina A. Wooden modern style in architecture of the Ural Region // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №11 (24). С. 364-371. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/legotina (дата обращения 15.11.2017). DOI:10.5281/zenodo.1048586​

© 2015–20 Издательский центр НАУКА И ПРАКТИКА. Сайт создан на Wix.com