УДК 94(3)

ЦИЦЕРОНОВСКОЕ ПОНЯТИЕ SUPERBIA В РИМСКОМ 
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОМ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ

©Брагова А. М., канд. истор. наук, Нижегородский государственный 

лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Россия, arbra@mail.ru

 

Аннотация. Целью исследования является анализ понятия superbia и его производных (superbus, superbe) в трудах Цицерона на основе квантитативного метода и метода контент-анализа. Данное понятие и его производные употребляются у Цицерона более 90 раз. Политико-правовое значение понятия превалирует над этико-философским. В политическом значении указанное понятие чаще встречается в обвинительных речах Цицерона, являясь обличительным орудием против политиков, злоупотребляющих властью. Для тех же, обличительных, целей служит использование образа Тарквиния Гордого (Superbus) в рассуждениях Цицерона о несправедливой власти одного человека. Понятие superbia и его производные употребляются в одном синонимическом ряду с adrogantia / arrogantia, insolentia и их производными. Для усиления значения понятия superbia Цицерон сочетает его с отрицательными этико-политическими категориями (crudelitas, contumacia, contumelia, scelus, luxuria/luxuries и др.) и противопоставляет его положительным понятиям этико-философского и политико-правового аппарата сочинений Цицерона (sapientia, liberalitas и др.).

 

Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, надменность, высокомерие, этический, философский, политический, правовой.

 

Ссылка для цитирования:

Брагова А. М. Цицероновское понятие superbia в римском этико-философском и политико-правовом дискурсе // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №11 (24). С. 405-412. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/bragova-a (дата обращения 15.11.2017). DOI:10.5281/zenodo.1048710

 

CICERO’S CONCEPT OF SUPERBIA IN THE ROMAN ETHICAL,

PHILOSOPHICAL, POLITICAL AND JURIDICAL DISCOURSE

©Bragova A., Ph.D., Linguistics University of Nizhny Novgorod
Nizhny Novgorod, Russia, arbra@mail.ru

 

Abstract. The article aims at the analysis of the concept of superbia and its derivatives (superbus, superb) in Cicero’s works on the basis of the quantitative method and the method of content-analysis. The concept and its derivatives are used by Cicero for more than 90 times. The political and juridical usages of the concept prevail over the philosophical and ethical ones. In the political context, the mentioned concept is more often met in Cicero’s invectives, being an accusatory instrument against the politicians who abuse their power. For the same, accusatory, reasons serves the image of Tarquinius the Proud (Superbus) in Cicero’s arguments about the unjust power of one person. The concept of superbia and its derivatives are used in the same synonymic series with adrogantia/arrogantia, insolentia and their derivatives. To strengthen the meaning of the concept Cicero combines it with the negative ethical and political categories (crudelitas, contumacia, contumelia, scelus, luxuria/luxuries, etc.) and contrasts it with the positive concepts of the ethical, philosophical, political and juridical apparatus of Cicero’s writings (Sapientia, liberalitas, etc.).

 

Keywords: Cicero, Ancient Rome, superbia, superciliousness, arrogance, ethical, philosophical, political, juridical.
 

Cite as (APA):

Bragova, A. (2017). Cicero’s concept of superbia in the roman ethical, philosophical, political and juridical discourse. Bulletin of Science and Practice, (11), 405-412 doi:10.5281/zenodo.1048710

© 2015–20 Издательский центр НАУКА И ПРАКТИКА. Сайт создан на Wix.com