УДК 94(3)

AVARITIA КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО 
И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА СОЧИНЕНИЙ ЦИЦЕРОНА

©Брагова А. М., канд. истор. наук, Нижегородский государственный

лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

г. Нижний Новгород, Россия, arbra@mail.ru

 

Аннотация. В статье говорится об употреблении понятия avaritia «жадность» в сочинениях Цицерона. Целью исследования является системный анализ понятия на основе квантитативного метода. Имеется более 150 случаев употребления понятия avaritia и его производных (avarus, avare) у Цицерона. Чаще всего термин встречается в речах (около 100 раз), особенно в инвективах «Против Верреса» (55 раз), меньше всего — в переписке (6 раз). Для Цицерона жадность — один из самых серьезных пороков, подразумевающий преувеличенное мнение о деньгах. Наряду с отрицательными нравственными категориями (luxuria / luxuries, crudelitas, superbia и др.) и положительными (этическими понятиями стоической философии (honestum / honestas, virtus, officium, justitia, liberalitas, cogitatio, temperantia и др.) и исконно римскими этическими и политико–правовыми терминами (dignitas, jus, lex и др.), противопоставленными алчности) понятие avaritia образует ядро этико–философского и политического понятийного аппарата сочинений Цицерона.

 

Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, avaritia, жадность, этический, политический, философский.

 

Ссылка для цитирования:

Брагова А. М. Avaritia как важная составляющая этико-философского и политического понятийного аппарата сочинений Цицерона // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №9 (22). С. 175-183. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/bragova (дата обращения 15.09.2017). DOI:10.5281/zenodo.891324

 

AVARICE AS AN IMPORTANT CONSTITUENT OF THE ETHICAL, 
PHILOSOPHICAL AND POLITICAL CONCEPTUAL APPARATUS OF CICERO’S WORKS

©Bragova A., Ph.D., Linguistics University of Nizhny Novgorod
Nizhny Novgorod, Russia, arbra@mail.ru

 

Abstract. The article deals with Cicero’s usage of ‘avaritia’. The research aims at the system analysis of the concept on the basis of the quantitative method. There are more than 150 examples of the usage of ‘avaritia’ and its derivatives (‘avarus’, ‘avare’) in Cicero’s works. The term is used most frequently in Cicero’s orations (approximately 100 times), especially in the invectives ‘Against Verres’ (55 examples), least of all — in his epistles (6 times). Avarice for Cicero is one of the most serious vices. It means an exaggerated opinion of money. Alongside with the negative moral categories (‘luxuria’ ‘luxuries’, ‘crudelitas’, ‘superbia’, etc.) and the positive ones opposed to avarice (the ethical notions of the Stoic philosophy (‘honestum’ / ‘honestas’, ‘virtus’, ‘officium’, ‘justitia’, ‘liberalitas’, ‘cogitatio’, ‘temperantia’, etc.) and primordially Roman ethical, political and juridical terms (‘dignitas’, ‘jus’, ‘lex’, etc.) the concept of ‘avaritia’ forms the core of the ethical, philosophical and political conceptual apparatus of Cicero’s works.

 

Keywords: Cicero, Ancient Rome, ‘avaritia’, avarice, ethical, political, philosophical.
 

Cite as (APA):

Bragova, A. (2017). Avarice as an important constituent of the ethical, philosophical and political conceptual apparatus of Cicero’s works. Bulletin of Science and Practice, (9), 175-183 doi:10.5281/zenodo.891324​

© 2015–19 Издательский центр НАУКА И ПРАКТИКА. Сайт создан на Wix.com